>>Репортажи с выставок
КОНФЕРЕНЦИЯ
«ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ. ЗАКОН. ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА»
В феврале месяце в Волгограде в рамках выставки «Экология. Промышленная переработка и утилизация отходов производства», организованной Волгоградским Выставочным Центром «Регион», была проведена конференция «Обращение с отходами. Закон. Теория. Практика». Участники конференции заслушали выступления ученых, представителей экологических проектных и общественных организаций, представителей бизнеса по ситуации, сложившейся в сфере обращения с отходами, а также и возможных путях ее решения. Проблема накопления и утилизации отходов стала одной из важнейших экономических, ресурсных и экологических проблем регионов и больших городов. Эта тема не первый раз поднимается на страницах нашего журнала.
Необходимо отметить, что вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности жизнедеятельности населения России становятся все более актуальными в последнее время. Обеспокоенностью проблемами чистой питьевой воды и накопления твердых отходов высказывал на заседании Совета безопасности президент РФ Путин В.В.
В России около 25 % заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды. Экологически неблагополучными признаются около 2,5 млн. кв.км или 15 % территории России, где проживает почти 2/3 населения страны. Накоплено свыше 82 млрд. тон твердых промышленных и бытовых отходов. Вода в большинстве рек Европейской части страны и Сибири классифицируется как загрязненная и грязная. «От 35 % до 60 % питьевой воды, потребляемой населением, не удовлетворяет санитарно-гигиеническим стандартам. Это очень опасные цифры» – сказал президент России В.В.Путин.
Современное состояние обращения с от ходами во многих регионах России может быть охарактеризовано сегодня как кризисное.
Сложившуюся экологическую ситуацию по обращению с отходами производства и потребления, в г. Волгограде обрисовала на конференции Беляева Ю.Л., д.г.-м.н. директор научного и учебно-методического центра «Экологической Академии». По ее словам: «На конец 2006 г. на балансе предприятий области имелось в наличии 39 тыс. т отходов производства и потребления». Количество образующихся и перерабатываемых отходов в мегаполисе является не только показателем его экономического потенциала, но характеризует также уровень технологического, социального и культурного развития общества.
По мнению Беляевой Ю.Л. решение вопросов по «экологизации» необходимо начинать «с перестройки нравственно-этического мышления людей, путем обучения экологической грамотности, экологическим нормам и правилам, экологическому праву, подразумевая под экологией фундаментальную основу безопасного земного бытия в настоящем и будущем».
Ознакомление с экологическими нормами и требованиями в области обращения с опасными отходами, с которыми приходится сталкиваться каждому промышленному предприятию, были посвящены доклады к.т.н. Учаева В.Н. ООО “Дорпроектсервис” и начальника экологического отдела ООО «НТ Экоцентр «Зеленый Мир» Рублёвой Т.В. (см. на стр. 36). Только знание и соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды позволит организовать систему экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления на производстве и сократить объемы отходов.
Большинство отходов производства и потребления являются источником вторичного сырья. Поэтому одним из главных направлений деятельности региональных и муниципальных структур должно являться создание и развитие систем управления отходами, развитие нового экономически обоснованного направления в обращении с отходами, которое можно сформулировать девизом «отходы – это вторичное сырье». Этой теме был посвящен доклад профессора Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Козлова Ю.Д. Ученый продемонстрировал строительные материалы, полученные из отходов. По его словам: «При ежегодном потреблении около 3 млрд. т. природного сырья промышленность строительных материалов может существенно улучшить состояние охраны окружающей среды при условии частичной замены природного сырья отходами промышленности – золами, шлаками, фосфогипсом, изношенными автомобильными шинами и т. п.» (см. на стр. 41 ). Решать проблемы уменьшения объема отходов можно разными путями. Одно из направлений – это строительство современных предприятий по переработке и утилизации отходов, отвечающих передовому техническому уровню. «Только, – убежден другой ученый профессор Чаплыгин В.В., – если предварительно направлять проекты строительства на общественную экологическую экспертизу, то, можно добиться обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды». (см. на стр. 47). Участники, по итогам конференции, составили резолюцию, в которой предлагают:
1. считать охрану окружающей среды одним из приоритетов современной государственной политики;
2. органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления:
а) разработать и принять нормативноправовую базу, устанавливающую ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов производства, упаковочной тары и отработанного изделия;
б) продолжить совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды;
в) разработать и внедрить комплекс научно-технических и экономических мероприятий по организации селективного сбора и использования вторичного сырья из твердых коммунальных отходов и других отходов потребления, образующихся у населения и на предприятиях сферы материального производства и услуг;
г) принять необходимые меры по организации пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья (макулатуры, стеклобоя, полимерных, текстильных и древесных отходов, алюминиевых банок, ПЭТФ-тары, изношенных шин, отработанных нефтепродуктов и аккумуляторов, и т.п.);
д) создать и распространить банк данных отечественных и иностранных разработок безопасных технологий переработки ТБО и полученного из них вторичного сырья;
е) разработать и внедрить систему ответственности за сбор и хозяйственное использование вторичных материальных ресурсов;
ж) разработать и внедрить систему административного и общественного контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления;
з) содействовать развитию эколого-ориентированной предпринимательской деятельности;
и) совершенствовать хозяйственный механизм использования отходов, включая экономические и моральные методы стимулирования;
к) разработать и внедрить региональные стимулы и дотации для субъектов правоотношений, которые внедряют новые технологии, направленные на минимизацию отходов, утилизируют отходы при производстве продукции, осуществляют заготовку отходов, выполняют строительство предприятий и цехов, а также организовывают производство оборудования и устройств для переработки отходов и .п.;
л) организовать систему эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций и населения по обращению с отходами производства и потребления.
3. хозяйствующим субъектам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
а) принять на себя ответственность за организацию утилизации отходов производства, упаковочной тары и отработанного изделия;
б) применять в своей деятельности при обращении с отходами новые существующие технологий с целью сокращения возможностей образования отходов;
в) внедрять в производство экономически и экологически приемлемые современные способы переработки отходов, позволяющие извлечь все ценные сырьевые компоненты;
г) обеспечить сбор и хозяйственное использование собственных отходов производства и производственного потребления (или их сбыт для использования в качестве вторичного сырья), а также селективный сбор вторичного сырья, содержащегося в собственных твердых коммунальных отходах;
д) Запрещается уничтожение и захоронение лома черных и цветных металлов (удовлетворяющих требованиям нормативно-технических документов на вторичное сырье), изношенных шин, свинцовых аккумуляторов, гальванических элементов.
4. научным и проектным организациям:
а) активно включиться в разработку экономичных способов использования отходов в качестве сырья, а также ресурсосберегающих и экологически безопасных технологии переработки отходов.
б) разрабатывать новые виды продукции, которые предусматривают возможность переработки такой продукции во вторичное сырье после использования.
5. Общественной палате Волгоградской области в целях исключения строительства предприятий по переработке и утилизации ТБО, не отвечающих передовому техническому уровню, с низкими технико-экономическими показателями, не обеспечивающих экологической безопасности, необходимо обеспечить прохождение проектов общественной экологической экспертизе.
6. Органам государственной власти и местного самоуправления, общественным организациям и информационным средствам массовой информации направить организационно-технические усилия на проведение систематической разъяснительной и организационной работы с населением по раздельному сбору отходов потребления, экологическому образования руководителей, предприятий, на освещение новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и оборудования для производства и переработки отходов.
Всем заинтересованным в реализации программы, направленной на охрану окружающей среды и снижения неблагоприятных последствий от образования опасных отходов, необходимо объединить свои усилия для использования всех рычагов управления ТБО и ресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.
Источник: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР N 2, январь 2008